Галкина Э.М.
Программа по музыке для 8 класса
общеобразовательной школы.
Тема года: Легкая и серьезная музыка.
При изучении этой темы необходимо опираться на пояснительную записку к 8 классу Д.Б.Кабалевского.
1 четверть.
1 урок.
Л.ван Бетховен "Лунная соната", 1 часть – слушание.
"Рондо и экосезы" - слушание.
"Маленькая страна" - разучивание.
2 урок.
Л.ван Бетховен "Лунная соната" – слушание полностью. Беседа о создании сонаты.
"Маленькая страна" – вокально-хоровая работа.
3 урок.
Д.Верди "Песенка Герцога" из оперы "Риголетто". Беседа о композиторе.
"Маленькая страна" – наизусть.
4 урок.
А.И.Хачатурян "Вальс" и "Галоп" из музыки к драме "Маскарад". Сравнить с "Вальсом-фантазией Глинки.
"Цветные сны" – разучивание.
5 урок.
И.О.Дунаевский – создатель советской оперетты. Дать понятие "Оперетта" и ее отличие от оперы. "Песня об Одессе" и "Выход Ларисы и 7 кавалеров – сравнить образы.
"Цветные сны" – разучивание.
6 урок.
И.Штраус "Полька пиццикато",
С.Рахманинов "Полька" – слушание.
"Цветные сны" – наизусть.
7 урок.
И.Штраус "Вальс" из оперетты "Летучая мышь". Знакомство с биографией композитора.
Песня по выбору учителя.
8 урок.
Д.Б.Кабалевский. Жизненный путь. Увертюра к опере "Кола Брюньон".
Песня по выбору учителя.
9 урок.
ЗАЧЕТ.
2 четверть.
Тема: Классические жанры в наши дни.
1 урок.
Г.В.Свиридов – наш современник. Музыка к кинофильму "Метель": Романс, Весна, осень – слушание.
"Я шагаю по Москве" – разучивание.
2 урок.
Г.В.Свиридов, оратория на стихи С.Есенина "Поет зима, аукает" – слушание.
"Любовь святая" из спектакля "Царь Федор Иоаннович" - слушание.
"Я шагаю по Москве" – разучивание.
3 урок.
В.Гаврилин. Балет "Анюта" по рассказу А.Чехова "Анна на шее", "Большой вальс".
"Я шагаю по Москве" – наизусть.
4 урок.
В.Гаврилин. "Тарантелла" из балета "Анюта". Сравнить с "Вальсом".
"Мама" – разучивание.
5 урок.
В.Гаврилин и его духовная музыка. "Перезвоны"№9,"Три-ти",№10 "Вечерняя".
"Мама" – разучивание.
6 урок.
Т.Н.Хренников и его балет "Любовью за любовь" по комедии У Шекспира "Много шума из ничего".
"Мама" – наизусть.
7 урок.
ЗАЧЕТ.
3 четверть.
Тема: Жанры и стили эстрадной музыки.
1 урок.
Джаз. "Баллада о джазе" – слушание учебной грамзаписи.
"Король джаза" Луи Армстронг.
"Возьми свирель" – разучивание.
2 урок.
Джазовые композиции отечественных джазистов: А.Цфасмана, Л.Утесова, Д.Кролла.
"Возьми свирель" – разучивание.
3 урок.
Симфоджаз. Д.Гершвин "Колыбельная" из оперы "Порги и Бесс" – слушание.
"Молитва" – негритянская народная песня. Сравнить эти два произведения.
"Возьми свирель" – наизусть.
4 урок.
. Д.Гершвин. Дать понятие блюза. "Рапсодия в блюзовых тонах".
"Белый шиповник" - разучивание.
5 урок.
Д.Гершвин. Концерт для ф-но с оркестром.
Д.Шостакович Концерт для ф-но с оркестром №1. Сравнить оба произведения.
"Белый шиповник" – вокально-хоровая работа.
6 урок.
Новый стиль в музыке 50-60 годов. Рок-н-ролл. Король рок-н-ролла – Элвис Пресли. "Мои замшевые ботинки" – слушание.
7 урок.
Творчество "Биттлз": беседа об этой группе – классике рока. "Иду за солнцем" – слушание.
"Сага" – разучивание.
8 урок.
Отечественное рок-движение: "Машина времени", "Аквариум", "ДДТ", и др. Слушать фрагменты их композиций. Социальная направленность отечественного рок-движения.
"Сага" – разучивание.
9 урок.
А.Рыбников. Опера "Юнона и Авось" – слушание фрагментов.
Песня по выбору учителя.
10 урок.
ЗАЧЕТ.
4 четверть.
Тема: Авторская песня.
1 урок.
Творчество Б.Окуджавы. Слушание его песен по выбору учителя.
"Музыкант" – разучивание.
2 урок
Творчество и разнообразие интересов Ю.Визбора.
"Музыкант" – разучивание.
3 урок.
Театральное и песенное творчество В.Высоцкого. Сатирическая и лирическая стороны его песен. "Охота на волков", "Он не вернулся из боя" – слущание.
"Музыкант" – наизусть.
4 урок.
Творчество и трагизм жизни И.Талькова. "Россия" – слушание.
"Милая моя" – разучивание.
5 урок.
Музыкальная панорама наших дней. А.Шнитке. "Литургия" – слушание фрагмента.
Возрождение духовной музыки.
6 урок.
ЗАЧЕТ.
7 урок.
Обобщающий урок года.