Тема: Творчество Вильяма Шекспира (1564 – 1616 )
Урок первый.
Эпиграф: Такой большой художник, как Шекспир, неизбежно есть всё человеческое, вместе взятое. Борис Пастернак
Муз. Эпиграф: Сцена «Монтекки и Капулетти» из балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»
(Читает ученик или учитель)
Без выкупа, залога и отсрочки,
Не глыба камня, не могильный крест,-
Мне памятником будут эти строчки.
Ты вновь и вновь найдешь в моих стихах
Все, что во мне тебе принадлежало.
Пускай земле достанется мой прах,
Ты, потеряв меня, утратишь мало.
С тобою будет лучшее во мне.
А смерть возьмет от жизни быстротечной
Осадок, остающийся на дне,
То, что похитить мог бродяга встречный.
Ей – черепки разбитого ковша,
Тебе – мое вино, моя душа.
( 74сонет)
В этом сонете Шекспир смерть уподобляет аресту, от которого нельзя откупиться и отсрочить. Но здесь же он утверждает и свое бессмертие – это его душа, это строчки его сочинений. Именно они станут ему памятником.
Шекспир родился в Стратфорде. Дом, где он родился, учился, где жила его суженная – тюдоровских времен. Никаких древних ассоциаций не рождает тихий, медленно текущий старче Эйвон. На его зеленовато-серых волнах прилежно кружат лебеди. Они так красивы, будто не знают, что они живая геральдика земли, где родился Шекспир.
Первое упоминание имени Шекспира отмечено 1592-м годом.
Шекспир – историк, комедиограф, трагик. Давайте ближе познакомимся с творчеством великого английского поэта Вильяма Шекспира. Для этого отправимся в Лондон 1599 года, в театр «Глобус», созданный самим Шекспиром. Там шли первые пьесы – хроники: «Генрих IV», «Ричард II», «ГенрихVI», «Ричард III».
В основе хроник Шекспира лежит историческая правда, а не поэтический вымысел. Это – взгляд в прошлое. Хроники – пьесы по преимуществу мужские, и населены они почти сплошь воинами, людьми решительных и мгновенных действий. Хроники – это восстановление исторически подлинных событий и потому действие не может быть хоть чем-нибудь романтически приукрашенным.
В этих сочинениях злобной возбуждающей силе противостоит безмятежное и, по существу, уже прочное новое, здоровое жизневосприятие, которому чужды жестокость и спесь, характерных для феодального рыцарства.
В этот же период творчества, с1590-1600 годы, наряду с хрониками, Шекспир создает большинство своих комедий.
Если, обращаясь к прошлому, поэт видел только мрачные картины междоусобных войн, кровавых злодеяний, то, глядя в свое время драматург рисует жизнь в светлых и радостных тонах: «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего».
Многие сцены комедий наполнены шекспировским юмором, простонародным и обаятельным, жизнерадостным ощущением народа. Комедии – это взгляд на действительность. Это выражение высшей формы любви, одухотворенной взаимным уважением, единством желаний, мыслей и чувств.
К этому же периоду творчества Шекспира относятся и первые трагедии – «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». В 1600 году намечается перелом в мировоззрении английского драматурга.
Он стал глубже осознавать и беспощаднее разоблачать острые противоречия современной ему действительности.
Начинается второй период творчества Шекспира (1601-1608г.), когда создаются четыре великих трагедии: «Галет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». Гуманизм Шекспира вступил в критическую полосу прозрений, когда стало видно не только торжествующее пробуждение Человека, но и надвигающееся «море бед». В этих трагедиях проходила одна великая идея, идея сопротивления наступающему веку алчного эгоизма, преступной жажды власти и золота, бесчеловечного индивидуализма.
В ожесточенных боях, падая жертвами своих коварных противников, шекспировские герои – Гамлет, Отелло, Лир – отвоевали правду гуманистического идеала и сохранили навеки веру в человека и в его светлую судьбу. В трагедии «Отелло» перед нами два человека: Отелло – воин по натуре, философ - по складу ума и строитель жизни – по своему характеру.
Другой – Яго – разрушитель жизни, циник, отдающий все силы своего ума на то, чтобы развратить человечество, подчинить чувства инстинктам и выдать их за идеалы. Жестокое предательство под видом дружбы, скорее зависть под видом верности. Отелло тоже ложно судил об окружающих его людях: любимую он счел предательницей, предателя – другом, друга – оскорбителем. И за эти ошибки он понес суровую кару.
Ценой страшных страданий, ценой потери любви и жизни Отелло приводит трагедию к просветленному финалу. Вот что об этой трагедии писал Борис Пастернак: « Случайно ли, что главный герой трагедии – черный, а все, что у него есть дорогого в жизни, - белое? Что значит этот подбор цветов? Означает ли это только то, что права каждой крови на человеческое достоинство одинаковы? Нет, мысли Шекспира, двигавшиеся в этом направлении, шли гораздо дальше.
Идеи равенства наций не было при нем. Жила полною жизнью более всеобъемлющая мысль христианства о другом роде их безразличия. Эту мысль интересовало не рождение человека, а его обращение, то, чему он служил и себя посвящал. Для Шекспира черный Отелло – исторический человек и христианин, и это тем более, что рядом с ним белый Яго – необращенное доисторическое животное». (Пастернак Б.Л. Воздушный пути. – М. 1983)
Трагедия «Король Лир» утверждает народность творчества Шекспира и, показывая образ обманутого короля, через его муки и прозрения, говорит о трагических коллизиях нынешнего века. В этом произведении выражена высшая формула трагического единства судьбы человеческой и судьбы народной, она – трагедия и мужество. В трагедии выделяются два мира: мир корысти, зависти и злобы и другой мир – дно, где обитают бездомные горемыки.
Изгнанный король Лир всматривается прежде всего в себя, стараясь ответить на вопрос, что же такое Жизнь? Стоя на коленях перед бродягой, Лир лицом к лицу видит народ, видит потому, что испытывает сам судьбу своего народа.
И это реально, это - правда, а не красивая сага о сердобольном монархе, пожалевшем «меньшего брата». Лир приходит к концу бытия обессиленным и сломленным, но в этом отчаянии тоже есть своя сила и мудрость. Видеть « море зла» - это уже знать о нем и ненавидеть его. Но в трагедии есть еще одна важная тема – тема возмездия. И звучит она сильнее за минуту до смерти Лира.
Но все же Лир и его младшая дочь Корделия гибнут. Рушатся миры, рождаются новые козни, гибнут люди, но жизнь идет и самим ходом своим выковывает новые силы. Их не одолеет зло, они растут, собираются воедино. Их растит трагическое отчаяние, познанная правда, крепнущее мужество, они идут непреклонно и неумолимо из толщ народа. Шекспир это знал, Шекспир в это верил.
Трагедия о короле Лире выражает высшую формулу трагического единства судьбы человеческой и судьбы народной, она – трагичнейшее и одновременно самое мужественное произведение Шекспира. В последний период - третий, Шекспир не может допустить, чтобы театр оставил победу за злом, если герой уйдет со сцены отщепенцем человечества, побежденным и одиноким.
В 1608 -1612 годы он создает произведения, пронизанные мечтой о счастье, глубокой верой в торжество разума и справедливости. Особенно сильны в них элементы сказочной фантастики. Все пьесы этого периода, среди которых выделяются «Зимняя сказка» и «Буря», увенчаны счастливым финалом.
Современник и друг Шекспира Бен Джонсон сказал о нем пророческие слова: «…он принадлежит не одному нашему веку, но всем векам». Об этом же говорит и русский поэт и писатель Борис Пастернак, слова которого мы взяли эпиграфом нашему уроку. Подлинная жизнь шекспировских произведений началась много лет спустя после его смерти.
Люди нашего времени, обращаясь к наследию английского классика, находят в его произведениях глубокое созвучие с вопросами, над которыми бьется мысль современного человека. Д/З. Какая тема, звучащая в трагедии «Отелло», связывает ее с нашей современностью? В трагедии «Король Лир» чаще всего встречаются слова «природа» и «время». Кто их произносит и какое значение они имеют? (выписать цитаты).
Урок второй: (Эпиграф)
И кончился Шекспир, Который классика, И начался Шекспир, Который жизнь.
Владимир Рецептер
Тема: трагедия Шекспира «Гамлет»
Цель урока: продолжить знакомство с творчеством английского драматурга и его местом в мировой литературе. Обучающие задачи: знакомство и анализ трагедии «Гамлет», познакомиться с содержанием трагедии, с исполнением роли Гамлета на сцене разных театров и в кино.
Развивающие задачи: учиться оценивать главные образы трагедии, развитие этих образов, учиться отстаивать свою точку зрения на то или иное событие в трагедии и жизни.
Воспитывающая задача: как с моральной стороны оценивают учащиеся поведение Гамлета, является он положительным героем и отрицательным, мог бы он поступить иначе в своем желании отомстить за убийство своего отца?
Ход урока: Учитель знакомит учащихся с кратким содержанием трагедии. (Записываем имена главных персонажей, чтобы легче было ориентироваться в сюжете трагедии).
Если бы вам сейчас предложили пойти в театр на «Гамлета» или на дискотеку, чтобы вы выбрали? (Многие отвечают, что лучше пойти на дискотеку.) Поэт Владимир Рецептер очень хорошо выразил ваше настроение в стихотворении «Возвращение». (Читают учащиеся)
Знать не желают классики.
Директор собирает педсовет:
Вот девочки предпочитают «дансинги»,
Вот мальчиков влечет велосипед.
Им наплевать,
Что жил когда-то в древности
Английский драматург Вильям Шекспир.
У них свои заботы, свои ревности,
Сегодняшний, несочиненный мир…
Десятиклассники
Знать не желают классики
Как научит их?.. Кто их разберет?..
И вот сегодня для десятиклассников
Устроили дежурный культпоход.
И занавес потертый раздвигается,
И сцена освещается и тут
Выходит парень, с королем ругается,
А парня принцем Гамлетом зовут.
Он от предательств мечется и мучится…
Он думает, Он трет рукою лоб…
Хохочет… Плачет… Собирает мужество…
А на коленке морщится чулок…
И ложь вокруг… И никуда не денешься.
Ответственен за всех и одинок,
Как сорок тысяч братьев
Любит девушку, давая им классический урок.
И постепенно тает декорация,
И сцена надвигается на зал…
Вот парень обнял верного Горацио,
И вот он их в свидетели призвал,
Что злому веку
Не желает кланяться,
Идет на смерть.
И в страхе не дрожит…
И кончился Шекспир,
Который классика,
И начался Шекспир,
Который жизнь.
И этот бранный и прекрасный облик,
В котором мертвый повелитель датчан
Ступал когда-то? Заклинаю, молви!
Растаял, сгинул, изошел росой!
Иль если бы предвечный не уставил
Запрет самоубийству! Боже! Боже!
Каким докучным, тусклым и ненужным
Мне кажется все, что ни есть на свете!
Идет молва, что я, уснув в саду,
Ужален был змеей; так ухо Дании
Поддельной басней о моей кончине
Обмануто; но знай, мой сын достойный:
Змей, поразивший твоего отца, надел его венец.
Который не был бы отпетым плутом.»
Во время выступления бродячих артистов, «мышеловка» захлопнулась, король Клавдий выдал себя, Гамлет принимает решение. Какое? Давайте обратимся к знаменитому монологу Гамлета:
Что благородней духом – покориться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть, уснуть –
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук. (прочитать монолог до конца). Почему Гамлет дважды произносит одну и ту же фразу «Умереть , уснуть… Уснуть!» восклицает он. Но что сдерживает его от самоубийства? Неизвестность! Что там, за чертой «от нас сокрытой?» Принял он решение? Найдите в монологе причину его нерешительности. «Так трусами нас делает раздумье». Но почему, обращаясь к мысленно к Офелии, Гамлет говорит: «В твоих молитвах, нимфа, все, чем я грешен, помяни»?
( Это говорит о том, что Гамлет решил действовать). Да, не зря он в разговоре с друзьями, с Полонием представляет себя лишенным здравого рассудка, любя Офелию, он отрекается от любви к ней, дерзко и насмешливо разговаривает с королем.
В таких местах трагедии Шекспир переходит на прозаический текст. Почему? Потому, что стихами в ту пору говорили только о чем-то возвышенном. Мало того, Гамлет обличает безнравственность Короля, своей матери. Почему Гамлет не сразу убил Клавдия? ( Мне кажется, что он, как человек высокообразованный хотел убедиться правильно ли он понял сообщение Призрака.
Гамлет ищет действительные доказательства причины смерти отца).
Но даже убедившись в причинах смерти отца, он совершает ряд убийств: Полония, думая, что в комнате матери спрятался за занавесом Король, своих друзей, подменив послание английскому королю, гибнет от горя Офелия. Можно было бы избежать всего этого? (Да, если бы Гамлет сразу убил Короля).
Как народ расценил бы это убийство? (Что он убил Короля для того, чтобы занять его место). Но Король тоже жаждет гибели Гамлета и делает вид, что, отправляя его в Англию, спасает Гамлета от мести Лаэрта. На самом же деле происходит сговор Короля и Лаэрта. Король хитер и в свои интриги вовлекает его. Лаэрт соглашается на поединок с Гамлетом: «Согласен,
У знахаря купил я как –то мазь,
Столь смертную, что если нож смочить в ней
И кровь пустить, то нет такой припарки
Их самых редких трав во всей подлунной,
Чтобы спасти того, кто оцарапан.
Таким образом, в финале трагедии гибнут все: Лаэрт и Гамлет, они гибнут от отравленного клинка, мать Гамлета – выпивает вино, отравленное Королем, и гибнет сам Король, которого убивает Гамлет, узнав об очередных злодеяниях Короля.
Давайте подумаем, Гамлет – жертва обстоятельств или виновник всего случившегося?
В чем же вина Гамлета? ( в медлительности, если бы он сразу убил Клавдия, то тем самым были бы предотвращены все те несчастья, которые из-за жалости Гамлета обрушились на Датское королевство.)
Но… подумайте дома над эпиграфом.