История России в произведениях В.И.Сурикова
Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства
В.И.Суриков
Цель урока: Знакомить учащихся с творчеством В.И.Сурикова с точки зрения исторической значимости его работ.
Задачи:
Образовательные: Познакомится с картинами художника: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове».
Развивающие: Дать возможность учащимся самостоятельно проанализировать картины после первого просмотра. Развивать желание изучать историю России через произведения искусства.
Воспитательные: Через произведения искусства воспитывать стремление к прекрасному, к пониманию этих работ как исторического документа.
Оборудование: слайды, диапроектор или компьютер, магнитофон или СD – диск с музыкой Мусоргского.
Ход урока: М.П.Мусоргский: «Прогулка» из «Картиной с выставки» в исполнении оркестра.
Демонстрация слайдов: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы».
Какие картины Вам знакомы? Что вы увидели впервые? Какой исторический момент запечатлен на картине «Утро стрелецкой казни»?
О чем рассказывает картина «Боярыня Морозова»?
Вспомните, кто такой Меншиков в окружении Петра I? Опишите обстановку комнаты, в которой он сидит. О чем он может думать?
(учащиеся внимательно рассматривают картины и стараются ответить на поставленные вопросы и рассказать о содержании этих картин. Это дает возможность связать урок МХК с историей и музыкой Мусоргского)
Слово учителя.
Вы поняли, что сегодня урок будет посвящен выдающемуся художнику России конца XIX – начала XX века Василию Ивановичу Сурикову, которого по праву можно назвать художником-историком.
Суриков родился в г. Красноярске в казачьей семье и очень гордился своим происхождением. Он говорил: «Со всех сторон я природный казак». Его родители вместе с Ермаком пришли в Сибирь с Дона. Отец любил музыку, хорошо играл на гитаре, мать была отлично вышивальщицей.
Источником формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь с ее суровостью, подчас жесткими нравами, с мужеством людей, удалью народных игр. Он вспоминал: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства».
Страсть к рисованию проявилась очень рано. «… Мне было, помню, 6 лет – я Петра Великого с черной гравюры рисовал. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой». Первым, кто заметил мальчика, был Н.В.Гребнев – учитель рисования Красноярского уездного училища, которое Суриков закончил в 1861 г. Суриков вспоминал: «Гребнев меня учил рисовать, чуть не плакал надо мною».
Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П.Н. Замятина, и по его ходатайству Сурикова соглашаются принять в Академию художеств, но без денежного содержания. И тут на помощь пришел золотопромышленник П.И. Кузнецов, любитель искусства и коллекционер, который взял на себя расходы на содержание молодого художника. И 28 авг. 1868 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию.
Учился Суриков успешно, особенно блестяще шла у него композиция, за что его иногда называли «композитором». Программной работой на Большую золотую медаль была картина «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой Береникой и римским проконсулом Фестом». В этой работе уже намечался интерес художника к психологии героев. Но в Академии не смогли по достоинству оценить эту работу Сурикова только за то, «что мозоли не успел написать в картине». Поэтому суриков получил звание классного художника 1 класса.
Через полгода он «в виде исключения» получил возможность уехать за границу, но вместо этой поездки он попросил разрешить ему выполнить заказ по росписи храма Христа Спасителя. И с 1877 года художник окончательно переехал в Москву. Он в течение двух лет выполняет фрески, изображающие четыре вселенских собора. В дальнейшем своем творчестве Суриков никогда не писал на заказ.
Обратимся к воспоминаниям самого художника (читает учащийся)
«Приехавши в Москву, попал в центр русской народной жизни, сразу стал на свой путь. Я в Петербурге еще решил «Стрельцов» писать. Памятники, площади – они мне дали ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления. Я на памятники как на живых людей смотрел, - расспрашивал их: «Вы видели, вы слышали, - вы свидетели. Только они не словами говорят… стены допрашивал, а не книги… Как на Красную площадь пришел – все это у меня с сибирскими воспоминаниями связалось. Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли. И цветовая раскраска вместе с композицией. Я ведь живу от самого холста: из него все возникает. В Москве очень меня соборы поразили, Особенно Василий Блаженный: все он мне кровавым казался…И телеги все еще рисовал. Очень я любил все деревянные принадлежности рисовать: дуги, оглобли, колеса, как что с чем связано. Все для телег, в которых стрельцов привезли… Петр – то ведь тут между ними ходил. Один из стрельцов ему у плахи сказал: «Отодвинься - ка, царь, - здесь мое место». Я все народ себе представлял, как он волнуется. «Подобно шуму вод многих». Петр у меня с портрета заграничного путешествия написан, а костюм у Корда взял».
( На экране изображение картины).
Картина потрясает не столько ужасами смерти, сколько мощью характеров. Противостояние двух эпох выражено во взглядах главных героев картины: стрельца со свечой, в белой рубахе и молодого Петра. Старое не хочет отступать, его отстаивают стрельцы ценой своей жизни, но взгляд Петра суров и непреклонен, он не отступит от своего решения. Этого требовало время, это нужно было России, для ее нового устройства. Композиция картины выстроена точно и выразительно, подчеркивая идею картины, о которой Суриков сказал: «Торжественность последних минут мне хотелось передать, а совсем не казнь».
Драматургию картины подчеркивает живописная палитра: тона рассветного неба, цвет одежд и куполов собора, узорочье дуг на телегах и даже сверканье ободьев колес. (звучит «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского).
Музыка помогает учащимся молча посмотреть картину и осознать трагизм событий прошлого. Картина была прямо на выставке куплена Третьяковым.
А теперь обратимся к свидетельству Сурикова о том , как он работал над картиной и подбирал прототипов для ее героев: (читает учащийся) «Помните, там у меня стрелец с черной бородой – это Степан Федорович Торгошин, брат моей матери. А бабы – это, знаете ли, у меня и в родне были такие старушки. Сарафанницы, хоть и казачки. А старик в «Стрельцах» - это ссыльный один, лет семидесяти. Помню, шел, мешок нес, раскачивался от слабости – и народу кланялся.
А рыжий стрелец – это могильщик, на кладбище я его увидел. Я ему говорю: «Поедем ко мне – попозируй!». Он уже занес было ногу в сани, да товарищи стали смеяться. Он говорит: «Не хочу». И по характеру весь такой, как стрелец. Глаза глубоко сидящие меня поразили. Злой, непокорный тип. Кузьмой звали. Случайность: на ловца и зверь бежит. Насилу его уговорил. Он, как позировал, спрашивал: «Что мне голову рубить будут, что ли?» А меня чувство деликатности останавливало говорить тем, с кого я писал, что я казнь пишу».
И тут же Суриков задумывает другую картину, связанную с судьбой стрельцов и староверов. И вновь перед нами трагическая страница русской истории. Это известная всем картина «Боярыня Морозова». Морозова была сподвижницей протопопа Аввакума, который был самым ярым и непримиримым противником царя и патриарха Никона. За свою приверженность к старой вере и нежелание покориться он был посажен в заточение при Андронниковом монастыре, затем сослан в Сибирь. Участь изгнанницы постигла и боярыню Морозову, но и как Аввакум она не изменила своей вере.
Суриков изображает ее в окружении народа. Призывный жест руки, закованной в цепи, говорит о сильной и страстной натуре боярыни, чья судьба была неотделима от судьбы народа. Художник писал: « Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, мне нужно вытащить их на улицу». При этом толпа у него не безликая, а слагается из ярких индивидуальностей.
(Смотрим картину «Боярыня Морозова»)
Найдите в картине персонажей, которые сочувствуют боярыне, которые смотрят с любопытством или со страхом.
Но кто открыто поддерживает и благославляет боярыню?
Вспомните, в каком произведении мы встречали образ Юродивого?
(Слушаем песню Юродивого из оперы «Борис Годунов» Мусоргского)
Что общего в этом образе у художника и композитора?
-Учащиеся отвечают, что только Юродивый мог сказать правду, выразить мысли народа и остаться безнаказанным, т.к. их считали не совсем нормальными людьми.
Впервые эта картина появилась на 15-й передвижной выставке. В.В.Стасов писал по поводу этого произведения: «Суриков создал такую картину, которая, по-моему, есть первая из всех наших картин на сюжеты русской истории. Выше и дальше этой картины и наше искусство, то, которое берет задачей изображение старой русской истории, не ходило еще».
Работая над «Боярыней Морозовой», художник также тщательно подбирал прототипов для ее персонажей. Послушаем свидетельство самого В.Сурикова: « А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу – он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю – идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой – ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал».
Интерес к истории России не оставляет Сурикова. Настоящей исторической картиной можно считать и картину «Меншиков в Березове». Бывший сподвижник Петра Великого, Меншиков попадает в опалу при императрице Анне Иоанновне. Она его отправила в ссылку. Огромной фигуре Меншикова тесно в этой избенке, ему привычны другие масштабы. Его окружают дочери, они заняты чтением, но сам герой картины мыслями очень далек. Его беспокоит судьба детей, а младшая дочь, которая припала к колену отца, очень больна и зритель чувствует ее состояние. Композиция картины подчеркивает тесную связь отца и детей, колорит ее мрачен, как мрачны и думы бывшего, очень влиятельного человека при дворе Петра I.
Суриков в этой картине сконцентрировал внимание на сильном характере Меншикова, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Ситуация драматична. «Меншиков» из всех суриковских драм – наиболее «шекспировская» по вечным, необъяснимым судьбам человеческим» - писал художник М.В.Нестеров.
В 1888 году Суриков пережил личную драму, у него умирает жена. И он уезжает к своим родным в Красноярск. Здесь нахлынули воспоминания юности и он создает полную жизнерадостности и удалого веселья картину «Взятие снежного городка». Какое настроение выразил художник в этой работе? Безудержная удаль, веселье и стремление быть сильнее своих друзей. Эта работа помогла победить горе и невзгоды. И в 1891 году Суриков возвращается в Москву и приступает к работе над картиной «Покорение Сибири Ермаком».
Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска, Ермак впереди, но неотделим от казаков. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Прославляя мужество русских, Суриков отмечает и самобытную красоту «иноверцев». Эпический характер раскрывается средствами живописи, экспрессией, звучностью красок и могучим действием.
Полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы» продолжает тему героизма русских людей, начатую в «Покорении Сибири». Художник начал писать картину в Швейцарии, на месте знаменитого исторического перехода. Великолепен пейзаж картины, вверх уходящие вершины гор, окутанные пеленой облаков, то темные, то сверкающие холодным голубоватым блеском, что дает зрителю ощутить трудность перехода, почувствовать значительность подвига суворовских чудо-богатырей.
Обобщение темы:
Сегодня мы познакомились с историческими картинами Сурикова. Выделите, пожалуйста, картины трагического содержания.
К каким жанрам живописи можно отнести две другие картины?
В каких картинах изображены конкретные исторические лица?
Как видим: каждая картина отражает свою трагедию, свои причины этих трагедий.
Какие образы были близки Сурикову? (Мужественные, сильные, суровые). В этом большое значение имело его сибирское прошлое. Редкому художнику удается в своем воображении «уйти» в прошлое и так правдиво его отразить в своем творчестве.
Д/З: Подготовить вопросы к следующему уроку по данной теме.