Западноевропейское искусство середины XIX века.
Эпиграф: В мире нет ничего более чудесного, чем настоящая жизнь.
Гофман
Муз. эпиграф: Бизе. Антракт из III акта оп. «Кармен».
Зрительный ряд:
- Прекрасная ирландка
- Веяльщицы
- Дробильщики камней
- Похороны в Орнане
- Здравствуйте, господин Курбе
- Плот «Медузы»
- На развалинах Миссолунги
- Расстрел повстанцев
- Последний день Помпеи
Что из увиденного вам уже знакомо?
К какому направлению в живописи относятся знакомые картины?
Как художники романтизма отражали окружающую действительность?
Что же нового вы увидели в незнакомых произведениях?
( ответы учащихся)
Реализм - от латинского вещественный, действительный. Этот термин в искусстве имеет два основных значения:
1. Реализм – художественное направление, которое преобладало в европейском и русском искусстве середины и второй половины XIX века, придя на смену романтизму.
2. Реализм синоним правдивости в искусстве, правдивое отражение действительности средствами искусства.
Понятие реализма появилось во Франции в 50-е годы XIX века. Мы непосредственно подошли к тому, как появилось это понятие, и которое стало направлением в искусстве.
Художник Густав Курбе, работы которого отвергло жюри международной выставки в Париже, построил рядом с выставочным павильоном барак и открыл там персональную выставку под вывеской «Реализм». Друг художника, литератор Шанфлери стал выпускать журнал с таким же названием.
Вот, что говорил Курбе о назначении живописи: «Мы требуем от художника правдивости, ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким жизни».
И еще он говорил следующее: «Мои симпатии принадлежат народу, надо, чтобы я мог непосредственно обращаться к нему, учиться у него, чтобы он поддерживал меня в жизни».
Именно эта тесная связь художника с народом давала ему пищу для творчества, давала силы, идеи, сюжеты.
В 20 лет Курбе приехав из провинциального городка Орнана, он мечтает завоевать Париж. Живет на мансарде, ест один раз в день, но трудится, как поденщик. «Живопись – это непрестанная битва» - пишет Курбе. И он эту битву выиграл. Чтобы подчеркнуть свой стиль, свою школу живописи, он называет себя курбитистом.
Он много времени проводил в музеях, копировал работы величайших художников прошлого. О своих достижениях в творчестве он говорил. что «преодолел традицию, как хороший пловец переплывает реку».
Теперь мы можем определить и характер самого художника, рассмотрев его автопортрет. ( Смотрим «Автопортрет с трубкой» и учащиеся стараются разгадать в характере Курбе некоторую заносчивость, самоуверенность и свою самооцонку).
Курбе был не просто прекрасным портретистом, а настоящим психологом. Он выполнил портрет известного французского поэта – импрессиониста Шарля Бодлера. Образ поэта несколько романтичен и вместе с тем его поза раскована, он изображен в домашнем халате. Поэта и художника связывала многолетняя дружба. Сумеречное освещение, вечер. Работая над портретом Бодлера, Курбе испытывал сложность, так как. постоянно менялось выражение поэта. Курбе говорил: «Как закончить лицо Бодлера, его лицо постоянно менялось». Отсюда эскизность портрета. Курбе не любил поэзию и Бодлер привлекал его как человек, особенно его экспрессивность, порывистость в движениях, в решениях, принимаемых им.
После революции 1848 года Курбе уезжает на родину, в Орнан. Здесь начинается новый период творчества. Он уходит от индивидуального портрета и создает картины на бытовые темы. Жанры из жизни горожан стали основными в творчестве Курбе.
«Послеобеденное время в Орнане» - это групповой портрет. Закончена трапеза, все слушают музыканта. Что мы можем сказать о бытовой стороне горожан?
«Дробильщики камней» -
- Какие слои общества показаны на этой картине?
- Какова композиция картины?
- Что автор выделяет в этой картине?
- Что остается этим людям-труженикам:
Общество не дает людям развиваться как личности, все, что им остается – это тяжелый труд.
«Похороны в Орнане», картина делится на две части: с одной стороны – искреннее сочувствие, с другой- дежурное сочувствие. Посмотрим эту картину по фрагментам. Как художник показал женщин, ровесниц умершей? О чем говорит другая часть картины? Что же этой работой хотел сказать ее автор? Курбе говорит о смысле жизни, ее философии. Как говорила выдающаяся советская актриса: «Похороны – это спектакль для любопытных».
«Здравствуйте, господин Курбе». Он изображает себя и коллекционера своих картин Брюйа.
- Каким себя изображает Курбе? ( образ странствующего путника)
- Как он смотрит на Брюйе?
- Как художник строит композиционно эту картину ( сам он стоит на возвышении, подчеркивая как бы свое превосходство. Он идет своим путем, художник счастлив).
И все-таки с портретным искусством Курбе не расстается и в Орнане.
«Прекрасная ирландка». Чем восхищается Курбе в этом образе? Эту работу сравнивали с работами Тициана и Боттичелли.
Но Курбе известен не только как портретист, но и как пейзажист. Об этом говорит его картина «Волна». Ведь г. Орнан находится на побережье, а не писать море просто невозможно. Художник ищет новую технику в живописи, обращает внимание на освещенность, колорит картины. С именем Курбе связывают создание новой эстетики, обосновывающей ощущение искусства будничного, повседневного.
Идет Курбе, прохожий обернись!
Курбе…высокий лоб, венец незримый,
Не сетуй, что учитель смотрит мимо,
Он смотрит вдаль, он смотрит ввысь!» (Густав Мотье)
Обобщение: Творчество Курбе было переходным периодом от реализма к критическому реализму.
Каковы главные темы творчества Курбе?