Павел Михайлович Третьяков и художники-передвижники.
Эпиграфы:
Верую в свою надежду: наша русская школа не последнею будет.
П. М. Третьяков
За все русское искусство я спокоен, я знаю,
что оно рано или поздно завоюет уважение широкое.И.Н Крамской
Музыкальный эпиграф: С.В. Рахманинов. Фрагмент из 3-его концерта для фортепиано с оркестром
Цель урока: познакомить учащихся с портретным творчеством русских художников-передвижников, подчеркивая их связь с создателем знаменитой Третьяковской галереи – промышленником П. М. Третьяковым.
Задачи:
Образовательные: показать учащимся, как постепенно создавалась Третьяковская галерея в Москве, какие усилия прикладывал к этому русский промышленник П.М.Третьяков.
Значение его коллекционирования для развития русской живописной школы, его помощь художникам-передвижникам и в чем она заключалась.
Развивающие: развивать интерес к отечественной художественной школе, к творчеству художников-передвижников, желание самим учащимся пробовать свои силы в рисовании, желание учиться в художественной школе.
Воспитывающие: воспитывать чувство патриотизма и гордости за свое Отечество, за свой народ, который оставил нам память о жизни страны, народных традициях, обрядах, о героических подвигах русских воинов, исторических событиях.
Как только мы стали знакомиться с творчеством передвижников, мы стали часто упоминать имя П,М.Третьякова – создателя картинной галереи в Москве. Кто может рассказать о нем. (Рассказывает подготовленный учащийся).
С какой картины начал собирать свою галерею Третьяков?
Читает учащийся или учащаяся: В мрачной подвальной комнате живет девушка-вышивальщица с больной матерью. Жалких грошей, заработанных девушкой, не хватает ни на хлеб, ни на лекарство. Однажды в подвал спустилась сводня: она держит на ладони дорогой браслет, другой рукой многозначительно показывает на дверь, за которой ждет богатый гость. На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние, но и решимость не поддаться соблазну, отстоять себя.
Учитель:.Картина называется «Искушение». Она почти забыта. Как и ее автор – художник Николай Шильдер. Большинство посетителей галереи, не взглянув на нее, спешат мимо: не это небольшое по размерам полотно, скромно притаившееся в сторонке, как бы отодвинутое великими творениями, привлекает нас. П.М.Третьяков свидетельствовал: «Это первая картина русская, которую я приобрел (1856 году)». Для самого Третьякова первые же его приобретения являлись не «вложением капитала»,
Третьяков молод, ему и двадцати пяти не исполнилось, когда начал он осуществлять свою идею, но какая прозорливость: «…Верую в свою надежду: наша русская школа не последней будет».
С первой же выставки Товарищества-передвижников Третьяков не просто самый деятельный покупатель, но и друг и единомышленник. Его нравственная поддержка, сам факт приобретения картины в галерею для судьбы художника часто значили больше, чем полученная от него же материальная помощь. Изумляясь его способности безошибочно выбирать все лучшее, что создавала русская живопись, художник проницательного ума Крамской обронил как- то почти в сердцах: «Это человек с каким-то, должно быть, дьявольским чутьем».
Сосредоточенный и молчаливый, он появлялся на открытии выставок в Москве, в Петербурге. Картины еще не развесили в выставочных залах, а он успел побывать в мастерских, узнал кто чем занят, взял на заметку, приценился. Он всех обгонял и от своего не отступал никогда; даже царь, подойдя на выставке к облюбованному полотну, узнавал подчас, что «куплено господином Третьяковым»
Но и «дьявольское чутье» Третьякова, и удачливость в собирательстве, и энергия его, и смелость, и неуступчивость – от убежденности, от ясности цели. «Мы работаем для русского народа» - повторял он.
Но в чем еще была особенность собирательства Третьякова?
Третьяков хотел иметь в галерее «собрание портретов русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и научной части», предлагая «взглянуть» на создание их портретов « с патриотической стороны».
И это было делом новым, общественным. Кто до сей поры имел право иметь портрет? Вельможи, государи и члены их семей. С каким-то особым упорством добивался Третьяков запечатлеть в портретах духовную жизнь Отечества, творческую одаренность и душевное богатство народа. Обычно молчаливый, сдержанный в общении, он не стеснялся одолевать просьбами многих и разных людей, добиваясь, чтобы они позировали портретисту. И происходили поистине чудеса!
Так был создан портрет Льва Николаевича Толстого. Крамской, первый из художников, преодолел упрямое нежелание писателя «сидеть для портрета» и создал проникновеннейший образ гениального писателя и человека.
Облик Л.Толстого хорошо знаком нам благодаря многочисленным прижизненным портретам писателя. Долгое время Толстой по разным причинам упорно отказывался позировать художникам..
Читает учащийся.
Вот как об этом свидетельствует А.П. Боткина: Из письма Крамского от 1 августа 1873 года. Павел Михайлович узнал, что Иван Николаевич живет в 5 верстах от имения Толстого, в усадьбе, где он собирается писать картину «Осмотр старого дома»… Павел Михайлович написал Крамскому… «Сама судьба благоволит нашему предприятию, я только думал: «Как бы хорошо было Ивану Николаевичу проехать в Ясную Поляну», а вы уж там…сделайте одолжение для меня, употребите все Ваше могущество, чтобы добыть этот портрет». Крамской обещал употребить все старания. И действительно, в письме от 5 сентября он пишет: « Граф Лев Николаевич Толстой приехал, я с ним виделся сегодня и завтра начну портрет…Одним из последних аргументов с моей стороны был следующий: «Я слишком уважаю причины, по которым Ваше сиятельство отказывается всеансах… Но ведь портрет ваш должен быть и будет в галерее, - Как так? – Очень просто: я, разумеется его не напишу…но лет через 30, 40, 50 он будет написан, и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Наконец, он согласился с тем, что если портрет ему не понравится, то он будет уничтожен.»
Смотрим портреты Толстого работ И.Крамского и И.Репина.
Как художники изобразили великого писателя?
На что они обращают наше внимание?
Третьяков купил у Николая Николаевича Ге написанный в Италии и тайком перевезенный через границу портрет, запрещенного в России А.И.Герцена.
Репин написал для Третьякова свои лучшие портреты – хирурга Пирогова, актрисы Стрепетовой, писателя Писемского, композитора Мусоргского. Однако, ни один из них не имеет столь драматичной истории создания, как портрет Мусоргского. Вот как об этом писал В.В. Стасов.
(Из статьи В.В. Стасова «Портрет Мусоргского». Читает учащийся.
«Репину привелось увидеть Мусоргского в последний раз в начале поста. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки; Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Судя по всем признакам болезни Мусоргского, Репин понимал, что надо было торопиться с портретом любимого человека; ясно было, что они уже больше никогда не увидятся. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных произведениях, даже в стенах своего военного госпиталя. Вдобавок
ко всему погода стояла чудесная, и большая, с высокими окнами комната, где помещался Мусоргский, была вся залита солнечным светом».
Учащиеся обращают внимание на болезненный вид композитора, на его потухший взгляд и его осунувшуюся фигуру. Художник писал правду и только правду.
.В 1872 году по просьбе Третьякова Достоевский позировал Перову. Жена писателя рассказывала: (читает учащаяся) «Прежде чем начать работу, Перов навещал нас каждый день в течение недели; Заставал Федора Михайловича в самых различных настроениях, беседовал, вызывал на споры и сумел подметить самое характерное выражение в лице мужа, именно то, которое Федор Михайлович имел, когда был погружен в свои художественные мысли. Можно бы сказать, что Перов уловил на портрете «минуту творчества» Достоевского».
В какой позе изобразил Перов фигуру Достоевского?
О чем говорят крепко сжатые руки, которыми Достоевский буквально обнял колени?
Какую особенность характера писателя подчеркнул художник?
Примечательно, что в галерее долгое время не было портрета самого собирателя.
Долгое время в картинной галерее не было портрета самого П.М. Третьякова.
Павел Михайлович не позволял художникам «зря», как он полагал, тратить время и силы. Брешь пробил все тот же настойчивый Крамской. Зимой 1878 года он жил в Москве, выполняя некоторые заказы Третьякова. Павел Михайлович в ту пору болел, привычное течение его жизни нарушилось, он сильно тосковал без дела. И тут Крамской, угадав его настроение, подступился с просьбой о портрете.
Как видим, каждая из этих работ – это новое слово в портретном искусстве России.
Обобщение:
В залах Третьяковской галереи каждый посетитель находит свое, и все обретают главное: высокие помыслы, нравственную силу, убежденность в торжестве правды и добра, высказанные самым убедительным и понятным людям языком прекрасного.
Рефлексия: Очень хочется знать, что нового вы узнали о Третьякове и о портретах великих деятелей России, выполненных по его заказам?
Был ли Третьяков простым меценатом или его можно назвать патриотом России?
Д/З: Написать свои комментарии по поводу высказываний Третьякова и Крамского, которые послужили эпиграфом к уроку.
Литература: Журнал «Работница» (год издания, к сожалению, не записала). Статья о П.М.Третьякове ( в 4-х частях)
Ю.С. Рябцев. Хрестоматия по истории русской культуры XVIII-XIX вв., стр. 540-553. ГИЦ «Владос», 1998г.