Культура древней Руси

Часть 1: Русь изначальная.

Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.

Н.П. Кончаловская

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет,
И первых лет уроки.
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая!
Какое сердце не дрожит,
Тебя благославляя?!

В.А. Жуковский

Урок 1.

Тема: Славянские племена.

Эпиграф:
Панмонголизм!
Хоть имя дико,
Но мне ласкает слух оно!

Владимир Соловьев.

Музыкальный эпиграф:
Н.А. Римский –Корсаков. Вступление к опере «Снегурочка».

Оборудование:
магнитофон, диапроектор, слайды из комплекта «Народоведение», книга «Мифы Древних славян».

Подготовительная работа:
Учащиеся готовят к прочтению стихотворение А. Блока «Скифы».
Готовят пересказ мифа из книги Бус Кресеня «Велесова книга», главу «Новогородские легенды о словенах».

Цель урока:
узнать, почему скифы стали называться славянами, знакомиться с древней культурой наших предков в дохристианскую эпоху.

Задачи:
Обучающие:

Развивающие:
Воспитательные:

Ход урока:

Мы уже с вами знаем, что на территории нашей страны, а конкретно, в Южной Сибири, на Кубани, в Причерноморье, в Средней Азии жили племена, которых назовет история скифами. Они принадлежали к европейскому типу, а их язык – к иранской группе индоевропейской семьи языков.
Скифы не были завоевателями, они не занимали городов, а расселялись в степях, собирая дань, входили в военные союзы с разными государствами.
По словам греческого историка Геродота, особым почитанием пользовался у скифов бог огня — Табити, а также бог, воплощенный в древнем железном мече, которому они приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.
Художественное творчество скифов проявлялось в основном в сфере декоративно-прикладного искусства. Об этом говорят находки раскрытых старинных курганов. Это были украшения человека, оружия, конской утвари. Часто эти произведения искусства носили магический характер.
Особенностью самобытной скифской культуры является так называемый звериный стиль.

Показываю учащимся некоторые предметы скифских изделий. (это могут быть слайды или просматриваем эти изделия на компьютере).

Булавка в виде секиры с изображением собак и оленя. Бронза. (нач.3тыс.до н.э. Кавказ)
Пантера. Золото.( конец VIIв.до н.э.Краснодарский край)
Навершие в виде грифона с головой оленя в клюве. Дерево, кожа. (Vв.до н.э. Алтай).

Вопросы:
  1. Какое магическое значение имели такие произведения искусства у скифов, особенно, если их дарили друг другу?
  2. Чем отличается алтайский вариант звериного стиля от кавказского?
  3. Отражением каких событий были мотивы борьбы зверей?
  4. Как мы называем религию, когда люди поклоняютя явлениям природы?

Ученики: -Язычество!

Язычниками были скифы, а также и народы, которые населяли южные территории нашей страны и Украины. Позже эти народы стали называться славянами.
Прежде чем вести разговор о скифах и славянах, прочитаем стихотворение Александра Блока «Скифы».

Вопросы:
  1. Что говорит Блок о происхождении скифов?
  2. Что означает сравнение: Россия-Сфинкс?
  3. Какие качества характера присущи сфинксам?
  4. К чему призывают слова: «В последний раз на светлый братский пир сзывает варварская лира!»?


А теперь обратимся непосредственно к мифологии древних славян и познакомимся с одним из мифов из книги автора Бус Кресень «Велесова книга»*. (глава 3, раздел II «Новгородские легенды о словенах», стр.272).
После прочтения мифа учащиеся открывают для себя, что Словен и Скиф были братья.

Вопросы:
  1. Это были коренные северяне, если нет, то откуда они пришли?
  2. Какой город основал Словен и как он его назвал? Как сейчас называется этот город?
  3. Что же произошло со Скифом?

После краткого анализа данной легенды, обращаемся к пояснительной записке, где приводится следующий текст:
« Лета 3113 (2578 до н.э.) великий князь Словен поставиша град и именоваша его по имени своем Словенск, иже ныне зовется Великий Новград, от устие великого озера Ильмера по реце Волхову полтретья поприща. И от того времени новопришельцы скифы начаша именоватися словен…».
Теперь обратимся к эпиграфу. Соловьев говорит о панмонголизме. Как вы это понимаете?
Нам известно из литературы, из истории, что люди селились там, где была вода, где был густой лес, который защищал человека от пришельцев, где были широкие просторы для выращивания урожая и т.д. давайте вспомним, как их называли?

Если учащиеся не вспомнят, как именовались эти славяне, учитель сам их называет: древляне, кривичи, поляне, северяне, русы.

Обобщение:
Подведем итог урока и постараемся ответить на один единственный вопрос: Зачем нам, людям XXI века, знать о том, откуда мы, кто мы такие, чем занимались наши предки, что их интересовало, кто были их друзья, кто враги.
Д/З. После ответа учащихся я предлагаю домашнее задание: подумать и письменно ответить на следующее высказывание: Если человек не знает древней культуры своей страны – веры, обычаев и традиций, он «не имеет права считаться культурным человеком» (А.Баженов)


* источник: http://magiaworld.org.ru/
Хостинг от uCoz